(1874-1948) русский философ
Его предки по отцовской линии принадлежали к высшей военной аристократии, мать происходила из старинного французского графского рода Шуазель-Гуфье. Поэтому не было ничего удивительного в том, что будущий философ вначале поступил в кадетский корпус. Однако вскоре он понял, что военная карьера — не для него, и перешел на естественный факультет Киевского университета. Там он и начал заниматься философией у профессора Чел- панова.
Одновременно Бердяев увлекается идеями социализма и даже посещает один из социал-демократических кружков, но вскоре это заканчивается арестом, месячным тюремным заключением и ссылкой в Вологду. В 1898 году Бердяев прибыл в место ссылки и поселился в гостинице «Золотой якорь». Его дом вскоре стал своеобразным культурным центром для других ссыльных. После окончания срока ссылки Бердяев вернулся в родной Киев, а с осени 1904 года поселился в Петербурге, куда его пригласили для редактирования нового философского журнала «Вопросы жизни». Вместе с С.Булгаковым он сделал этот журнал центром петербургских философов.
Зимой 1907-1908 года Бердяев отправляется в Париж. Еще до этой поездки он близко сходится с Д.Мережковским, З.Гиппиус и с религиозными философами, сгруппировавшимися вокруг «Религиозно-философских собраний». После возвращения в Россию Бердяев принимает деятельное участие в организации религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева, публикуется в журнале «Путь». В это же время выходит его книга «Философия свободы» (1911), которая поставила его в ряд крупнейших русских философов.
Зимой 1912-1913 года Бердяев совершает большую поездку в Италию и привозит оттуда первые страницы новой книги— «Смысл творчества». В этой книге, опубликованной в 1916 году, он дает концепцию своей религиозной философии, одновременно излагает собственную концепцию истории философии, основанную на соединении идей каббалы, русской философии и европейских философов. Центральной в книге стала идея творчества как откровения, ниспосланного Богом.
Февральскую революцию Бердяев встретил с воодушевлением. Однако последовавшие за этим события и приход к власти большевистского правительства вызвали у него смешанные чувства. Тем не менее философ пытается найти свое место в новом для него мире: создает Вольную академию духовной культуры, в которой сам ведет семинар по изучению творчества Достоевского. В 1918 году он выпускает книгу «Философия неравенства», за которую в 1920 году Совет историко-филологического факультета МГУ избирает его профессором. Казалось бы, жизнь Бердяева складывается вполне благополучно.
Однако уже в 1921 году философа арестовали по сфабрикованному делу «тактического центра». Правда, вскоре его выпустили, но летом 1922 года последовал еще один арест, а осенью вместе с другими представителями русской интеллигенции Бердяева высылают за пределы России. Ссылка должна была продолжаться три года, но на самом деле Бердяев больше никогда не вернулся на Родину.
Вначале изгнанник поселился в Берлине. Там он публикует книгу «Новое средневековье» (1924), в которой пытается разобраться в причинах того, что произошло в России. После ее перевода на французский и немецкий языки к нему приходит европейская известность. Бердяева приглашают участвовать в различных конгрессах, конференциях, выступать с лекциями. В 1924 году он переезжает в Париж, где возобновляет издание журнала «Путь». Одновременно начинает преподавать в Сорбонне. В 1931 году появляется его книга «О назначении человека», в которой проводится мысль о том, что подлинное творчество возможно лишь при условии свободы. Любопытно, что Бердяев признавал гениальность Маркса, хотя и дал весьма критический разбор его теории.
Начало Второй мировой войны и нападение фашистской Германии на СССР вызвало резкую реакцию у Бердяева. Он мучительно переживал первые годы войны, но неизменно верил в непобедимость России. «Я не националист, а русский патриот, — писал он — и чувствую себя слитым с успехами Красной армии».
После окончания войны Бердяев поселился в небольшом доме в пригороде Парижа Кламаре, полученном по завещанию от одной из своих знакомых. Там и прошли последние годы его жизни. Ученый ни на один день не оставлял работы. Он умер за своим рабочим столом, занятый правкой рукописи новой книги.
В истории философии и общественного движения Бердяев останется как мыслитель, который предложил неординарное решение будущего социального устройства мира. Оно заключалось в неустанной защите свободы, отрицании всего и всяческого гнета. Об этом философ говорил и в довоенных книгах «Судьба человека в современном мире» (1934) и «О рабстве и свободе человека» (1939), и в трудах, вышедших после войны. Бердяев по праву может считаться национальным русским философом (очень интересна одна из важнейших его работ «Русская идея», вышедшая в 1946 г.). Вот почему мы и сейчас возвращаемся к его сочинениям, написанным много лет назад.