Музыка окружала Ференца Листа с детства. Она как бы сама пришла к нему и заставила стать великим композитором. Он родился в небольшой деревушке Деборьян в семье смотрителя графской овчарни Адама Листа.
Уже в раннем детстве под руководством отца, талантливого музыканта-самоучки, пятилетний Ференц овладел искусством игры на фортепиано. В девять лет он впервые выступил на публичном концерте и вызвал всеобщий восторг. Мальчика отвезли в Вену к композитору и пианисту Карлу Черни. Пораженный способностями юного Листа, Черни стал заниматься с ним, и вскоре о маленьком виртуозе заговорила вся Вена.
В 1823 году Адам Лист приехал с сыном в Париж, надеясь, что здесь удастся завершить его музыкальное образование. Однако мальчика не приняли в Парижску: консерваторию, поскольку он был иностранцем. Двенадцатилетний Ференц горько переживал этот отказ и дал себе клятву — бесплатно учить музыке всех, кто к нему обратится.
В последующие годы жизни в Париже ему пришлось очень трудно, особенно после смерти отца в 1827 году. Лист овладел несколькими языками, прекрасно знал литературу, искусство, историю. Его учителем фортепиано стал известный композитор и пианист Антонио Сальери.
В начале 30-х годов вся Европа была покорена игрой молодого Листа. Его концертные поездки проходили с неслыханным успехом и принесли ему славу первого пианиста мира. Лист словно не знал трудностей в игре на фортепиано и шутя справлялся с тем, что для многих других исполнителей казалось непреодолимым. Он превратил рояль в маленький оркестр, обогатив его множеством новых выразительных средств.
Лист доказал, что рояль может передать как певучесть человеческого голоса, так и мощь звучания оркестра. Он впервые переложил на фортепиано известнейшие симфонические произведения, например, симфонии Бетховена.
Игра Листа поражала не только техническим совершенством и новизной приемов, но и своей выразительностью. Она была полна могучей силы и нежности, страсти и глубоких раздумий. Все, кто слышал ее, отмечали поэтичность и необыкновенную выразительность игры молодого пианиста.
В тридцатые и сороковые годы Лист объездил с концертами всю Европу. Трижды он приезжал в Россию, где познакомился с М.И.Глинкой и даже написал переложение его «Марша Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».
Несмотря на то, что Лист написал уже немало собственных превосходных произведений, для публики он долгое время продолжал оставаться прежде всего пианистом. Поэтому любители музыки были поражены, узнав, что в 1847 году он отказался от концертных поездок и решил посвятить себя композиторской деятельности.
Он поселился в немецком городе Веймаре, где некогда жили Гете и Шиллер. Там Лист занялся композиторской, дирижерской и педагогической работой и почти не выступал как пианист. В Веймар приезжали молодые пианисты из всех стран. Они находили в Листе не только великого музыканта и учителя, но и друга, который искренне радовался их успехам.
Его замечательные произведения сейчас входят в репертуар каждого музыканта. Среди них известные «Венгерские рапсодии» — блестящие фантазии на темы народных песен, а также «Испанские рапсодии» — виртуозная сюита, захватывающая своей жизнерадостностью.
К лучшим созданиям Листа принадлежат три группы пьес, объединенные общим названием «Годы странствий», — это зарисовки природы и памятников искусства Италии и Швейцарии. Здесь есть и картина грозы, бушующей в горах, и музыкальное воплощение сонетов Петрарки, и сцены народного праздника в Венеции и Неаполе. Очень интересна и «Пляска смерти» — фортепианная фантазия на тему известного средневекового песнопения «Dies Irae» (День страшного суда).
Ф.Лист переписывался и встречался с целым рядом русских композиторов — А.П.Бородиным, Ц А Кюи М.А.Балакиревым и А.Н.Серовым. Страстный поклонник творчества композиторов «Могучей кучки», Лист много сделал для распространения их музыки за пределами России.
Но главное, что осталось в истории мировой культуры, — это его фортепианные сочинения, которые представляют собой настоящую школу игры на этом инструменте. И сегодня они входят в программу всех престижных конкурсов пианистов.