(Абу Али Хусейн Ибн Абдалах Ибн Сина )
(980-1037) великий среднеазиатский врачеватель
Свыше тысячи лет назад в Бухаре жил умнейший человек по имени Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина. Наиболее знакомо всем его латинизированное произношение — Авиценна.
Кто он был, Ибн Сина? Врачи говорят, что он великий врачеватель. Математики считают его известным математиком и астрономом. Литераторы добавляют, что Ибн Сина к тому же писатель и поэт. Но это еще не все. Геологи говорят, что он теоретик геологии. Музыканты считают его теоретиком музыки, а философы — великим мыслителем. И они все будут правы. Кто же он — вечный скиталец, визирь, главный министр , арестант, брошенный в заключение?
Почему через 100 с небольшим лет после его смерти по приказу религиозных фанатиков сжигали философские книжки Ибн Сины? А еще через несколько сотен лет в Европе после изобретения печатного станка сразу после Библии напечатали огромные 5 томов «Канона врачебной науки». И создатель их — Авиценна.
Мусульманские библиотеки бережно хранят его книжки, и редким людям разрешено дотрагиваться до них. О почти всех книгах мы знаем только понаслышке. Переписчики старательно копировали сочинения Ибн Сины. На печатных станках их множили в различных странах Европы, переводили на различные языки.
Великий мыслитель Авиценна начал писать стихи и философские трактаты еще в Бухаре, где, как подразумевают, он появился на свет, и продолжил свое творчество в Западном Иране. Он внес большой вклад в развитие философии, социологии, литературоведения, поэзии, естествознания, медицины.
У Ибн Сины противников было намного больше, чем покровителей и доброжелателей. Спасаясь от гнева султана Махмуда и от недремлющего ока его челяди, Авиценна был вынужден, как он уклончиво пишет, «в силу необходимости» нескончаемо скитаться, переходя из страны в страну и из 1-го города в другой. Но везде его ждали новые превратности судьбы. Его не раз кидали в темницу и угрожали мечом палача. Он прятался, бродил по пустыне, сидел в заточении, участвовал в походах, занимался государственными делами, опять скрывался, но постоянно трудился, писал.
Власть разума придавала его произведениям тот пленительный оттенок «жизнерадостного свободомыслия», который так высоко ценится читателями в передовых мыслителях Востока. Авиценна первым, за 6 веков до Декарта, записал в «Ишарат»: «Я мыслю, и это означает, что я существую». И этот культ разума, объективно противостоящий всевластию ислама, был проявлением прогрессивной тенденции в сложном мировоззрении Ибн Сины.
Он изучал античную философию по произведениям, которые дошли до того времени в сирийских и арабских переводах, и первого среди философов — Аристотеля. Ибн Сина многое воспринял и из передовой арабской мысли. Он переписывался и поддерживал связь по научным вопросам со своим современником, умнейшим ученым из Хорезма аль-Бируни. Авиценна был человеком высокообразованным. Он произнес новое слово во всех областях, которыми занимался. За что все-таки его травили при жизни? Сначала за то, что он признавал извечность мира, отрицал божественный промысел и все объяснял естественными причинами. В конце концов, Авиценна доказывал бессмертие души и отрицал возможность телесного воскрешения. Ученый считал, что мир по собственной сути вечен и материален. Загробную жизнь он признавал только в чисто духовном смысле. Вселенную же представлял для себя как иерархическую цепь, начиная с царства минералов и кончая человеком. Теория универсалий Ибн Сины потом была принята европейской схоластикой.
Нельзя не признать, что обвинители Ибн Сины смогли разобраться и в его иносказаниях, и в его противоречиях. Он признавал существование бога как первичной абстрактной субстанции, которая хотя не сотворила мира, но сделала вероятным его наличие, бытие. Авиценна верил в Аллаха и он не мог в собственный век не верить в него. Но он превратил Аллаха в такую опустошенную абстракцию, которая только существует, но не действует, так как извечный мир развивается по своим законам.
Великий ученый торопился сделать как можно больше. Когда ему предложили государственную должность, он, как визирь, порекомендовал правителю провести некоторые реформы.
Во-первых, он предложил освободить от налогов крестьян, которые совершенно обнищали. Во-вторых, нужно было, по его мнению, уменьшить войско в два раза, а освободившихся воинов направить на стройку каналов. И, в-третьих, заложить 1-ые медресе (школы) и дом исцеления (имеется в виду больница).
Но из этого ничего путного не вышло, и Авиценна только вызвал раздражение у придворных. Единственным его занятием была работа. Основной свой труд «Канон врачебной науки» Авиценна окончил незадолго до смерти. Пройдет больше восьмисот лет, и только тогда великий Луи Пастер подтвердит гипотезу Ибн Сины о вирусах — невидимых возбудителях заболеваний, которые живут не только лишь в воде, но и в воздухе.
Ибн Сина 1-ый написал учение о пульсе, разделил такие заболевания, как чума, холера, описал проказу, сибирскую язву и желтуху, первым в мире описал строение мышц глаза. Тогда он еще не знал, что его «Канон» скоро станет медицинской энциклопедией во всех странах мира.
Ибн Сина написал поэму «Урджуза», сущностью которой стала медицина. «Она составлена в простом изложении, понятными стихами, так, чтобы было несложно ее читать», — писал он в предисловии. По данной поэме даже школьник мог учить основы медицины. Он написал также книжку по языкознанию. Она называлась «Язык арабов». Современники говорили, что схожей книги в области языка еще никто не писал.
В последние годы своей жизни здоровье Ибн Сины ослабло. Когда-то он написал книгу о желудочных коликах. Сейчас он сам мучился от данного заболевания. Ученый был так слаб, что уже не мог принимать лекарства. «Управитель, управляющий мною, бессилен управлять, и сейчас бесполезно лечение», — произнес он самому себе.
Ибн Сина умер в полном сознании, и последними словами его были:
От праха черного и до небесных тел
Я тайны разглядел мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.