БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1874-1948) русский философ

Его предки по отцовской линии принадлежали к выс­шей военной аристократии, мать происходила из старин­ного французского графского рода Шуазель-Гуфье. Поэто­му не было ничего удивительного в том, что будущий фи­лософ вначале поступил в кадетский корпус. Однако вско­ре он понял, что военная карьера — не для него, и пере­шел на естественный факультет Киевского университета. Там он и начал заниматься философией у профессора Чел- панова.

Одновременно Бердяев увлекается идеями социализ­ма и даже посещает один из социал-демократических кружков, но вскоре это заканчивается арестом, месячным тюремным заключением и ссылкой в Вологду. В 1898 году Бердяев прибыл в место ссылки и поселился в гостинице «Золотой якорь». Его дом вскоре стал своеобразным куль­турным центром для других ссыльных. После окончания срока ссылки Бердяев вернулся в родной Киев, а с осени 1904 года поселился в Петербурге, куда его пригласили для редактирования нового философского журнала «Воп­росы жизни». Вместе с С.Булгаковым он сделал этот жур­нал центром петербургских философов.

Зимой 1907-1908 года Бердяев отправляется в Париж. Еще до этой поездки он близко сходится с Д.Мережковс­ким, З.Гиппиус и с религиозными философами, сгруппи­ровавшимися вокруг «Религиозно-философских собра­ний». После возвращения в Россию Бердяев принимает деятельное участие в организации религиозно-философ­ского общества памяти Вл.Соловьева, публикуется в жур­нале «Путь». В это же время выходит его книга «Филосо­фия свободы» (1911), которая поставила его в ряд круп­нейших русских философов.

Зимой 1912-1913 года Бердяев совершает большую поездку в Италию и привозит оттуда первые страницы новой книги— «Смысл творчества». В этой книге, опуб­ликованной в 1916 году, он дает концепцию своей рели­гиозной философии, одновременно излагает собственную концепцию истории философии, основанную на соедине­нии идей каббалы, русской философии и европейских философов. Центральной в книге стала идея творчества как откровения, ниспосланного Богом.

Февральскую революцию Бердяев встретил с вооду­шевлением. Однако последовавшие за этим события и приход к власти большевистского правительства вызва­ли у него смешанные чувства. Тем не менее философ пы­тается найти свое место в новом для него мире: создает Вольную академию духовной культуры, в которой сам ве­дет семинар по изучению творчества Достоевского. В 1918 году он выпускает книгу «Философия неравенства», за которую в 1920 году Совет историко-филологического факультета МГУ избирает его профессором. Казалось бы, жизнь Бердяева складывается вполне благополучно.

Однако уже в 1921 году философа арестовали по сфаб­рикованному делу «тактического центра». Правда, вско­ре его выпустили, но летом 1922 года последовал еще один арест, а осенью вместе с другими представителями русской интеллигенции Бердяева высылают за пределы России. Ссылка должна была продолжаться три года, но на самом деле Бердяев больше никогда не вернулся на Родину.

Вначале изгнанник поселился в Берлине. Там он пуб­ликует книгу «Новое средневековье» (1924), в которой пытается разобраться в причинах того, что произошло в России. После ее перевода на французский и немецкий языки к нему приходит европейская известность. Бердя­ева приглашают участвовать в различных конгрессах, кон­ференциях, выступать с лекциями. В 1924 году он переез­жает в Париж, где возобновляет издание журнала «Путь». Одновременно начинает преподавать в Сорбонне. В 1931 году появляется его книга «О назначении человека», в которой проводится мысль о том, что подлинное творче­ство возможно лишь при условии свободы. Любопытно, что Бердяев признавал гениальность Маркса, хотя и дал весьма критический разбор его теории.

Начало Второй мировой войны и нападение фашистс­кой Германии на СССР вызвало резкую реакцию у Бердя­ева. Он мучительно переживал первые годы войны, но неизменно верил в непобедимость России. «Я не нацио­налист, а русский патриот, — писал он — и чувствую себя слитым с успехами Красной армии».

После окончания войны Бердяев поселился в неболь­шом доме в пригороде Парижа Кламаре, полученном по завещанию от одной из своих знакомых. Там и прошли последние годы его жизни. Ученый ни на один день не ос­тавлял работы. Он умер за своим рабочим столом, заня­тый правкой рукописи новой книги.

В истории философии и общественного движения Бер­дяев останется как мыслитель, который предложил нео­рдинарное решение будущего социального устройства мира. Оно заключалось в неустанной защите свободы, отрицании всего и всяческого гнета. Об этом философ го­ворил и в довоенных книгах «Судьба человека в современ­ном мире» (1934) и «О рабстве и свободе человека» (1939), и в трудах, вышедших после войны. Бердяев по праву мо­жет считаться национальным русским философом (очень интересна одна из важнейших его работ «Русская идея», вышедшая в 1946 г.). Вот почему мы и сейчас возвраща­емся к его сочинениям, написанным много лет назад.

Вам также может понравиться

About the Author: admin