Музыку Чайковского знают все. Во всем мире восхищаются его операми и симфоническими произведениями. Его справедливо относят к числу величайших композиторов мира а в Москве каждые два года проводится Международный конкурс, который носит его имя.
Чайковский родился в небольшом городке Воткинске, где его отец служил инженером на заводе. По вечерам в доме собирались его сослуживцы, страстные любители музыки. Отец играл на флейте, мать пела. Маленький Петр уже с пяти лет любил «фантазировать» на рояле. Впоследствии он говорил, что сочинять стал с тех пор, как узнал музыку.
Звуки музыки преследовали его повсюду, он их слышал, даже когда было тихо. Из его детских историй известно, как однажды вечером гувернантка Фанни Дюрбах застала мальчика в слезах. «О, эта музыка!.. Избавьте меня от нее! Она у меня здесь, здесь, — рыдал он, указывая на голову, — она не дает мне покоя».
Однако после окончания гимназии Чайковский поступил в училище правоведения и, получив диплом, стал работать в Министерстве юстиции. Но правоведа из него не получилось. В 1862 году он, вопреки здравому смыслу, отказался от благополучной карьеры ради музыки. Чайковский уходит со службы и поступает в Московскую консерваторию, где учится композиции у А.Г.Рубинштейна. За три года он окончил весь курс с золотой медалью, а в 1866 году по приглашению Рубинштейна стал преподавателем консерватории.
Уже к этому времени появилось несколько его произведений, которые принесли ему известность. Музыкальные критики отмечали необыкновенный талант их автора. После первого исполнения кантаты на оду Ф.Шиллера «К радости» в 1866 году известный петербургский музыкант и критик Г.А.Ларош писал Чайковскому: «Вы самый большой музыкальный талант современной России».
В том же году Чайковский начинает писать свою Первую симфонию «Зимние грезы». Премьера ее состоялась в 1868 году. Успех превзошел все ожидания. Кстати, Первую симфонию больше всего любил и сам Чайковский, считая это свое произведение еще незрелым, но гораздо содержательнее и лучше других, более зрелых.
Уже в нем он показал себя гениальным последователем Глинки, развивая заложенные им традиции национального музыкального стиля и русского симфонизма.
1868 год принес Чайковскому радость творчества и горечь разочарования. В этот год Петр Ильич впервые услышал известную итальянскую певицу Дезире Арто, которая приехала в Москву на итальянский сезон и пела в опере Россини «Отелло». Она полностью завладела его мыслями. Он посвящает ей свои новые произведения, в частности Романс для фортепиано. Чайковский делает Арто предложение руки и сердца, и она его принимает. Однако друзья композитора были категорически против этого брака, опасаясь, что Петр Ильич перестанет заниматься музыкой, сопровождая жену во время гастролей. О том, что эта избалованная вниманием знаменитая певица останется в России, не могло быть и речи. Неизвестно, что стало причиной неожиданного решения Дезире Арто, но она расторгла помолвку и вышла замуж за испанского певца М.Падилья-и-Рамос. Это известие потрясло Чайковского, и он еще больше погрузился в работу.
В 1869 году он создает увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта». Несмотря на то, что сам композитор был доволен своим произведением, считая его лучшим из созданного им до сих пор, после первого же успешного исполнения он все-таки решил переработать его. Это, кстати, являлось характерным для его творчества. Он по несколько раз перерабатывал многие свои произведения, доводя их до совершенства. Это относится и к «Зимним грезам», и к опере «Кузнец Вакула», в позднейшей редакции названной «Черевички», и ко всем остальным ранним и поздним произведениям.
Исследователи творчества композитора отмечают, что произведения Чайковского 70-х годов, в частности «Ромео и Джульетта», а также симфоническая фантазия «Буря» (по Шекспиру) и «Франческа да Римини» (по «Божественной комедии» Данте) наметили ту трагическую линию, которая выявилась особенно ярко в последние годы его жизни.
Весной 1875 года Чайковский начинает работу над балетом «Лебединое озеро», премьера которого состоялась в Большом театре 20 февраля 1877 года. Начиная с «Лебединого озера», Чайковский и в других своих балетах— «Спящая красавица», «Щелкунчик» — будет развивать фантастическую тему. «Лебединое озеро» критики назвали «симфонией в балете», так как музыка в нем не просто дополняла танцы, а развивалась в соответствии со своей особой драматургией.
Как обычно, не успев закончить одно произведение. Чайковский принялся за другое. Одновременно с работой над балетом он начинает писать цикл пьес для фортепиано «Времена года». Это сочинение повествует о жизни и смерти — о скорби, страданиях, неизбежности утрат и непреходящем течении времени. Но в нем все-таки звучит и жизнеутверждающее начало.
Эти мотивы в творчестве Чайковского возникают не случайно. Они характерны и для его более поздних произведений. Работа в консерватории начинает тяготить его, прежде всего тем, что отбирает «самое драгоценное в жизни» — время для собственного творчества. Хотя композитор всегда был готов оказать любую помощь и поддержку молодым талантам, для себя он хотел свободы, чтобы безо всяких помех отдаваться творчеству. За эти годы создано немало талантливых произведений, но работать урывками ему надоело. Надо было уходить из консерватории, но в таком случае он оставался без средств к существованию.
Чайковский не может найти выход из создавшейся ситуации и все больше испытывает чувство неудовлетворенности. Он пишет друзьям: «Мне кажется, что я… начинаю повторять себя… Неужели моя песенка спета и дальше я не пойду?..» Если раньше критические рецензии мало его задевали, то теперь он болезненно воспринимает любые критические замечания.
Пытаясь преодолеть душевный кризис, Чайковский решает изменить свою жизнь и неожиданно для всех женится на Антонине Ивановне Милюковой, совершенно чужой ему женщине и по характеру, и по духу. Этот необдуманный поступок едва не закончился трагедией. Вскоре после женитьбы в сентябре 1877 года Чайковский в состоянии «близком к безумию» уезжает с братом за границу. А уже в начале 1878 года он пишет: «Я покоен, здоров, счастлив…»
Брат композитора, Модест Чайковский, называет период 1878-1884 гг. самым светлым и отрадным в жизни композитора.
И все-таки, несмотря на душевный кризис, 1877 год стал для Чайковского очень плодотворным. В этот год он создал два больших сочинения: Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин», которые ознаменовали расцвет его творчества и сыграли решающую роль в последующем развитии русской оперы и симфонии.
В 1878 году наконец разрешилась и другая проблема. После 12 лет преподавательской работы Чайковский уходит из консерватории. Это решение композитор принял по настоянию фон Мекк, своего «лучшего друга», как он всегда называл ее. Их необычную дружбу называют «романом в письмах». Они ни разу не встретились и общались только в письмах.
Надежда Филаретовна фон Мекк, вдова инженера путей сообщения, который оставил жене миллионное состояние, была страстной любительницей музыки и большой поклонницей творчества Чайковского. Она также оказывала поддержку Московской консерватории и Русскому музыкальному обществу.
В своих письмах к фон Мекк Чайковский делился всем самым сокровенным, рассказывал ей о себе, размышлял о творчестве, обо всем, что его волновало. Дружеское участие Н.Ф. фон Мекк в судьбе композитора изменило его материальное положение и обеспечило желанную независимость и свободу.
Теперь Чайковский только сочиняет музыку, много путешествует, подолгу живет за рубежом — в Швейцарии. Италии, в Париже, других городах Западной Европы. Его творческие интересы становятся шире и разнообразнее, о чем говорят большинство крупных сочинений: оперы «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), «Чародейка» (1887), программная симфония «Манфред» (по Байрону, 1885), Пятая симфония (1888). Эти «годы странствий» стали для него периодом «накопления новых и новых творческих сил, художественного мастерства и мудрости».
Имя Чайковского становится известно во всем мире, его произведения исполняются в Европе и Америке, иногда даже раньше, чем в России.
С середины 80-х годов он все чаще приезжает в Москву и подолгу живет в ее окрестностях. Композитор покупает небольшой дом в Клину. Там и написаны его лучшие произведения последних лет — Пятая и Шестая симфонии, оперы «Пиковая дама», «Чародейка», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик».
На склоне лет Чайковский, преодолев свою мучительную застенчивость, встал за дирижерский пульт. В 1891 году он с огромным успехом выступал в США. В 1893 г. в Англии, в Кембриджском университете, ему было присвоено почетное звание доктора музыки. В последний период жизни (1887-1893) композитор создал наиболее трагические произведения — оперу «Пиковая дама» (1890) и Шестую симфонию (1893). а наряду с ними— полные тепла и солнечного света балет «Спящая красавица» (1889) и оперу «Иоланта» (1891).
Последние месяцы композитор работал над Шестой «Патетической» симфонией. При первом ее исполнении в Петербурге он сам дирижировал оркестром. Несколько дней спустя, 25 октября 1893 г., он скоропостижно скончался в Петербурге от холеры.
Чайковский оставил после себя огромное музыкальное наследие, которое стало частью мировой культуры. Композитор создал произведения почти во всех музыкальных жанрах; кроме того, писал музыкально-критические статьи, учебники, в частности, написал первый русский учебник «Руководство к практическому изучению гармонии», дневники, почти 5 тысяч писем.
В 1940-1974 гг. в издательстве «Музыка» вышло Полное собрание сочинений композитора из 62 томов музыкальных произведений, а в 1953-1981 гг. — 17 томов его литературных произведений и переписки.
Очень многое из того, что сделал П.И.Чайковский, можно определить словом «впервые». Он создал новый симфонический жанр — трагическую симфонию, новый для русской оперы жанр — лирико-психологическую драму, новый в русской музыке классический балет, который впоследствии оказал сильное влияние на развитие мирового балета.