ФОМА АКВИНСКИЙ

(1225-1274) католический богослов

Биография Фомы Аквинского совсем не похожа на биографию кабинетного ученого, который в тиши монас­тырской кельи сочиняет свои труды. Большая часть его жизни прошла в переездах и путешествиях. Он чем-то по­хож на героя романа У.Эко «Имя розы» — философа-монаха, который занимался расследованием преступлений.

Фома был младшим сыном графа Ландольфа Аквинс­кого. Он родился в обширном родовом имении неподале­ку от Неаполя. Как и подобало отпрыскам аристократи­ческих семей, старшие братья Фомы избрали для себя военное поприще, младшего же сына отец еще в детстве отправил в бенедиктинский монастырь неподалеку от го­родка Монте-Кассино. Там мальчик прожил до одиннад­цати лет и выучил не только латинский, но также немец­кий и французский языки. В то время их знали немногие.

Когда Фоме исполнилось одиннадцать лет, отец пере­вез его в Неаполь и поместил в доминиканский монастырь, при котором был известнейший в Италии университет. Фома проучился в нем четыре года и, как лучший студент, был направлен руководством доминиканского ордена в Париж для продолжения образования.

Однако стоило молодому послушнику выйти за преде­лы монастыря, как он неожиданно был схвачен своими братьями и привезен в родовое имение. Отцу доложили, что Фома собрался постричься в монахи, и он решил, что подобный поступок является оскорблением семейной чести.

Несколько недель Фому продержали взаперти дома, но так и не добились от него, чтобы он отказался от свое­го намерения. С помощью доверенного слуги юноше удалось выбрать­ся из дома через окно, и он бежал в Неаполь. Добравшись до своего монастыря, он принял постриг и, не задержива­ясь в городе, отправился в путь.

Предположив, что в Париже его могут разыскивать слуги отца, Фома отправился в Кёльн, где поступил в уче­ники к известному доминиканскому богослову Альберту Великому. Смышленый юноша понравился ученому, и тот распорядился принять его в доминиканский монастырь. Там Фома пробыл три года. Он постоянно беседовал со своим учителем, а также изучал труды античных филосо­фов, прежде всего Аристотеля.

В 1245 году Фома сопровождал Альберта Великого во время поездки богослова в Париж. По-видимому, выбор пал на монаха-итальянца потому, что Фома хорошо знал французский язык и обладал прекрасными ораторскими навыками.

Прибыв в Париж, он начал слушать лекции в Парижс­ком университете и упросил Альберта оставить его там для продолжения образования. Закончив университет, он вновь вернулся в Неаполь, где несколько лет преподавал богословие.

В 1252 году руководство доминиканского ордена вновь направило Фому Аквинского в Париж для получения док­торской степени. Соискатель приехал в Парижский уни­верситет, где ему пришлось провести еще пять лет. по­скольку руководство университета решило, что он еще слишком молод для получения искомой степени. Действи­тельно, в то время Фоме только что исполнился двадцать один год.

Молодой теолог вскоре становится одним из самых популярных лекторов. Но основную известность ему при­несли философские труды. Фома Аквинский стал первым ученым-богословом, который смог связать учение Арис­тотеля с догматами христианства. В то время в католи­ческой церкви появилось течение, представители которо­го, ссылаясь на Аристотеля, утверждали, что человечес­кая душа не обладает бессмертием.

Вместе со своим помощником У.Мербеке Фома Аквин­ский взялся опровергнуть этот тезис. Для этого он пере­вел с греческого языка все сочинения Аристотеля и напи­сал к ним соответствующие комментарии. Так появился его основной труд— «Сумма философии».

После него Фома написал еще одну книгу — «Сумма богословия». Эти книги принесли ему такую широкую известность, что сразу после получения докторской сте­пени он срочно отправился в Италию, поскольку Папа Римский Урбан IV назначил его профессором крупнейше­го в Италии университета в Болонье.

Здесь Фома Аквинский проработал девять лет и за это время написал множество разных сочинений. Его извест­ность продолжала расти, со всего мира приезжали бого­словы слушать его лекции и участвовать в философских диспутах.

В 1274 году согласно новому распоряжению Папы зна­менитый теолог должен был выступать на Лионском со­боре католической церкви. Однако, добравшись только до Парижа, Фома Аквинский тяжело заболел и скончался. Он был погребен в родовом замке неподалеку от Монте- Кассино, и его могила вскоре стала объектом паломниче­ства.

Всего через пятьдесят лет после смерти Фомы Аквин­ского в 1323 году Папа Римский Иоанн XXII канонизиро­вал его. С этого времени учение Фомы — томизм — ста­ло официальной философией католической церкви. Оно не подлежит обсуждению и критике. Сам богослов счита­ется одним из Отцов церкви.

Значение произведений Фомы Аквинского заключа­ется в том, что он сумел соединить веру и разум, сверхъе­стественное и реальное, богословие и философию, не на­рушив при этом догматов христианства. До сих пор като­лики пользуются его молитвой: «Господи, дай мне ум, что­бы познать тебя, усердие, чтобы искать тебя, мудрость, чтобы найти тебя, жизнь, чтобы угождать тебе, непоко­лебимое упорство и надежду увидеть тебя».

Вам также может понравиться

About the Author: admin