(1225-1274) католический богослов
Биография Фомы Аквинского совсем не похожа на биографию кабинетного ученого, который в тиши монастырской кельи сочиняет свои труды. Большая часть его жизни прошла в переездах и путешествиях. Он чем-то похож на героя романа У.Эко «Имя розы» — философа-монаха, который занимался расследованием преступлений.
Фома был младшим сыном графа Ландольфа Аквинского. Он родился в обширном родовом имении неподалеку от Неаполя. Как и подобало отпрыскам аристократических семей, старшие братья Фомы избрали для себя военное поприще, младшего же сына отец еще в детстве отправил в бенедиктинский монастырь неподалеку от городка Монте-Кассино. Там мальчик прожил до одиннадцати лет и выучил не только латинский, но также немецкий и французский языки. В то время их знали немногие.
Когда Фоме исполнилось одиннадцать лет, отец перевез его в Неаполь и поместил в доминиканский монастырь, при котором был известнейший в Италии университет. Фома проучился в нем четыре года и, как лучший студент, был направлен руководством доминиканского ордена в Париж для продолжения образования.
Однако стоило молодому послушнику выйти за пределы монастыря, как он неожиданно был схвачен своими братьями и привезен в родовое имение. Отцу доложили, что Фома собрался постричься в монахи, и он решил, что подобный поступок является оскорблением семейной чести.
Несколько недель Фому продержали взаперти дома, но так и не добились от него, чтобы он отказался от своего намерения. С помощью доверенного слуги юноше удалось выбраться из дома через окно, и он бежал в Неаполь. Добравшись до своего монастыря, он принял постриг и, не задерживаясь в городе, отправился в путь.
Предположив, что в Париже его могут разыскивать слуги отца, Фома отправился в Кёльн, где поступил в ученики к известному доминиканскому богослову Альберту Великому. Смышленый юноша понравился ученому, и тот распорядился принять его в доминиканский монастырь. Там Фома пробыл три года. Он постоянно беседовал со своим учителем, а также изучал труды античных философов, прежде всего Аристотеля.
В 1245 году Фома сопровождал Альберта Великого во время поездки богослова в Париж. По-видимому, выбор пал на монаха-итальянца потому, что Фома хорошо знал французский язык и обладал прекрасными ораторскими навыками.
Прибыв в Париж, он начал слушать лекции в Парижском университете и упросил Альберта оставить его там для продолжения образования. Закончив университет, он вновь вернулся в Неаполь, где несколько лет преподавал богословие.
В 1252 году руководство доминиканского ордена вновь направило Фому Аквинского в Париж для получения докторской степени. Соискатель приехал в Парижский университет, где ему пришлось провести еще пять лет. поскольку руководство университета решило, что он еще слишком молод для получения искомой степени. Действительно, в то время Фоме только что исполнился двадцать один год.
Молодой теолог вскоре становится одним из самых популярных лекторов. Но основную известность ему принесли философские труды. Фома Аквинский стал первым ученым-богословом, который смог связать учение Аристотеля с догматами христианства. В то время в католической церкви появилось течение, представители которого, ссылаясь на Аристотеля, утверждали, что человеческая душа не обладает бессмертием.
Вместе со своим помощником У.Мербеке Фома Аквинский взялся опровергнуть этот тезис. Для этого он перевел с греческого языка все сочинения Аристотеля и написал к ним соответствующие комментарии. Так появился его основной труд— «Сумма философии».
После него Фома написал еще одну книгу — «Сумма богословия». Эти книги принесли ему такую широкую известность, что сразу после получения докторской степени он срочно отправился в Италию, поскольку Папа Римский Урбан IV назначил его профессором крупнейшего в Италии университета в Болонье.
Здесь Фома Аквинский проработал девять лет и за это время написал множество разных сочинений. Его известность продолжала расти, со всего мира приезжали богословы слушать его лекции и участвовать в философских диспутах.
В 1274 году согласно новому распоряжению Папы знаменитый теолог должен был выступать на Лионском соборе католической церкви. Однако, добравшись только до Парижа, Фома Аквинский тяжело заболел и скончался. Он был погребен в родовом замке неподалеку от Монте- Кассино, и его могила вскоре стала объектом паломничества.
Всего через пятьдесят лет после смерти Фомы Аквинского в 1323 году Папа Римский Иоанн XXII канонизировал его. С этого времени учение Фомы — томизм — стало официальной философией католической церкви. Оно не подлежит обсуждению и критике. Сам богослов считается одним из Отцов церкви.
Значение произведений Фомы Аквинского заключается в том, что он сумел соединить веру и разум, сверхъестественное и реальное, богословие и философию, не нарушив при этом догматов христианства. До сих пор католики пользуются его молитвой: «Господи, дай мне ум, чтобы познать тебя, усердие, чтобы искать тебя, мудрость, чтобы найти тебя, жизнь, чтобы угождать тебе, непоколебимое упорство и надежду увидеть тебя».