Ключевский — это не просто имя в истории русской науки, но явление мирового уровня. Уже через год после кончины Ключевского он был признан основателем первой научной исторической школы. Его книги не утратили своего значения и в наши дни, почти через сто лет после смерти ученого.
Ключевский родился в селе Воскресенском Пензенского уезда в семье сельского священника. Когда Василию исполнилось восемь лет, его отец умер, а мать со всеми детьми переехала в Пензу и поселилась в небольшом домике. Жили Ключевские бедно, поскольку основным источником их доходов было казенное пособие, которое Василий получал как ученик городского духовного училища.
Мальчик очень тяжело пережил смерть отца. Он еще долго не мог преодолеть нервное потрясение, что сказывалось и на его учебе. Но постепенно Ключевский стал выделяться среди сверстников и после окончания училища оказался в числе немногих выпускников, принятых в духовную семинарию. Именно там он увлекся историей и начал заниматься научной работой.
Ключевский даже отказался от духовной карьеры. Он прервал учебу в семинарии, отправился в Москву и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Здесь он слушал лекции крупнейших ученых своего времени — Ф.И.Буслаева, С.М.Соловьева, С.В.Ешевского.
В 1872 году Ключевский блестяще защитил магистерскую диссертацию «Жития святых как исторический источник», которую позже дополнил и опубликовал как книгу. Одновременно он начал преподавать в Московской духовной академии, а чуть позже — ив Московском университете. Также читал лекции на Высших женских курсах, в училище живописи и в Александровском военном училище.
Если представить все те годы, что Ключевский преподавал в различных учебных заведениях, в виде единой линии, то окажется, что он непрерывно читал свои лекции в течение ста восьми лет. И его лекции пользовались необычайной популярностью. Несмотря на то, что он всю жизнь страдал от заикания, на них собиралось столько народу, что приходилось пропускать в аудиторию только тех, кто должен был их слушать по расписанию.
Ключевский рассказывал об исторических событиях так, что его слушатели как будто видели их своими глазами. Об этом писал, например, Ф.Шаляпин, который в своих автобиографических записках называл Ключевского «великолепным учителем» и отмечал, что именно Ключевский помог ему создать образы Ивана Грозного и Бориса Годунова.
Одновременно Ключевский занимался и научной работой. Его первая книга — «Сказания иностранцев о Московском государстве» — до сих пор считается незаменимым справочником, в котором собрано все, что когда-то писали иностранцы о средневековой Руси.
История в его представлении — это наука об общих законах строения человеческого общества. Он ввел в эту науку новое понятие — человеческое общежитие, которым обозначал единство общества, составляющих его людей и окружающей их природы.
Ключевский постоянно дополнял и совершенствовал свой лекционный курс, но из-за скромности отказывался публиковать его, хотя таких предложений было много: ведь его лекции представляли собой уникальный материал о жизни народов, населяющих Российское государство. Тем не менее литографированные издания его лекций распространялись по всей России. Он решился издать свой курс лекций и начал готовить его к печати только в 1902 году, после своего шестидесятилетнего юбилея.
«Курс русской истории», который отдельными томами начал выходить с 1904 года, и стал главным сочинением Ключевского. Его появление сразу же стало событием в научной и общественной жизни России, поскольку это была первая попытка проблемного изложения русской истории.
В отличие от своих предшественников, которые давали систематизированное изложение исторических фактов и событий, Ключевский раскрывал общие закономерности всемирно-исторического процесса, в котором главная роль отводилась народу. Он даже придумал термин «историческая личность народа» и заявлял, что именно это и является «основным предметом изучения его истории». Такой подход позволял его слушателям и читателям делать самостоятельные выводы и размышлять о том, как складывается история государства.
Даже в преклонном возрасте Ключевский сохранил удивительную память и работоспособность. Так, после долгих научных заседаний он мог с точностью воспроизвести, как они проходили, не упуская ни имен, ни дат, ни фактов.
Ключевский был выдающимся ученым, но отличался необыкновенной скромностью. Любопытно, что он почти не надевал официальный вицмундир и всегда носил скромный черный сюртук. В жизни ученого не было каких-то особо примечательных событий, он много работал в архивах, собирал исторические факты, размышлял над ними, писал книги. Кроме чтения лекций, это было самым любимым его занятием. И самым большим огорчением для Ключевского было то, что он не мог посвятить этому все свое время, так как приходилось заниматься и другой работой. Одно время, с 1887 по 1889 год, он был деканом историко-филологического факультета и проректором Московского университета, но такая работа была ему в тягость, и он попросил освободить его от этих обязанностей. Как это ни покажется странным, но в какой-то степени занятиям наукой мешала его известность.
В 1893 году по распоряжению Александра III ему пришлось выехать на Кавказ, в Абастуман, чтобы преподавать историю царевичу Георгию, который лечился там от туберкулеза. Однако Ключевский обладал достаточно твердым и независимым характером и нечасто соглашался делать то, что ему было неинтересно. Так, например, он отказался писать книгу об умершем к тому времени царе Александре III, которую от него требовал царский двор.
Такой же независимостью отличались и взгляды Ключевского на русскую историю, которые тоже воспринимались по-разному. Одни ученые поддерживали их, другие категорически отрицали, но и те и другие признавали его выдающиеся заслуги в развитии исторической науки. После его смерти московские и петербургские ученые подготовили и издали посвященный ему сборник «Характеристики и воспоминания», в котором Ключевский был назван «создателем научной истории России».