Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в Бонне. Профессию мальчик выбрал не случайно: его отец и дед были профессиональными музыкантами, так что он, естественно, пошел по их стопам. Его детство протекало в материальной нужде, было безрадостным, суровым. Вместе с тем большую часть времени Людвиг должен был посвящать занятиям: мальчика обучали игре на скрипке, фортепиано, органе.
Он быстро делал успехи и уже с 1784 года служил в придворной капелле. Можно сказать, что Бетховен был многим обязан той благоприятной обстановке, которая сложилась при дворе курфюрста Кельна Франца Максимилиана. Людвиг прошел хорошую школу в придворном оркестре, где его обучением занимались многие выдающиеся музыканты — К.Нефе, И.Гайдн, И.Альбрехтсбергер, А.Сальери. Там он начал сочинять музыку, а также сумел занять место органиста и виолончелиста.
В 1787 году Бетховен решил отправиться навстречу судьбе в Австрию. Ее столица — Вена — славилась великими музыкальными традициями. Там жил Моцарт, учиться у которого было давним желанием Бетховена. Услышав игру юного боннского музыканта, Моцарт сказал: «Обратите на него внимание. Он всех заставит о себе заговорить!»
Но Бетховен не смог долго задержаться в Вене из-за болезни матери. Правда, после ее смерти он вновь приехал туда, на этот раз по приглашению другого композитора — Гайдна.
Влиятельные друзья помогли Бетховену, и вскоре он стал модным пианистом и учителем. С 1792 года Бетховен постоянно живет в Вене. Вскоре он приобрел славу замечательного пианиста и импровизатора. Его игра поражала современников глубиной страстей, эмоциональностью, необычайной инструментовкой.
Время пребывания в австрийской столице было весьма плодотворным для начинающего композитора. За первое десятилетие пребывания там он создал 2 симфонии, 6 квартетов, 17 фортепианных сонат и другие сочинения.
Однако композитора, находившегося в расцвете сил, поразил тяжелый недуг. С 1796 года он начал глохнуть и к концу 1802 года оглох полностью. Вначале он впал в отчаяние, но, преодолев тяжелый психологический кризис, смог собраться и снова начал сочинять музыку. Тяжелые переживания и огромную любовь к жизни и музыке Бетховен отразил в своих сочинениях, но теперь они приобрели драматический оттенок.
Его мировоззрение определили идеи Великой французской революции 1789 года. Поэтому главными в его творчестве становятся темы жизни и смерти, братства и равенства людей, героический подвиг во имя свободы. Эти темы впервые прозвучали в его хоровой песне «Свободный человек», написанной под впечатлением революционных событий.
Творчество Бетховена явилось переходным этапом от канонической музыки Баха и Генделя, в которой еще сильны были догматические рамки церковной музыки, к музыке нового времени. Поэтому современники приняли не все сочинения Бетховена. Некоторых пугал накал страстей, мощь передаваемых эмоций, глубина философской проблематики. Другие говорили о сложности исполнения.
Бетховен был не только величайшим композитором, но и замечательным пианистом. Поэтому столь выразительны его сонаты, которые современники называли «инструментальными драмами». В музыке иногда видят песни без слов. На первом месте стоит «Аппассионата». Бетховен ввел здесь особую форму, основанную на повторении мелодических циклов. Тем самым усиливалась основная мысль произведения и нарастал драматизм передаваемых разнообразных чувств.
В знаменитой «Лунной сонате» с наибольшей полнотой раскрылась личная драма Бетховена из-за невозможности брака с графиней Юлией Гвиччиарди, которую композитор глубоко и страстно любил.
В Третьей симфонии Бетховен продолжил поиски иных выразительных средств. Здесь он вводит новую для своего творчества тему жизни и смерти. Драматическая основа повествования отнюдь не означала появления пессимистических настроений, а, напротив, звала к решительному изменению действительности. Поэтому данная симфония больше известна под названием «Героическая». Ей присущи масштабность форм, богатство и скульптурная рельефность образов, выразительность и ясность музыкального языка, насыщенного волевыми ритмами и героическими мелодиями.
Последней из созданных Бетховеном симфоний стала Девятая, которая звучит как гимн мощи и силе человеческого духа, восставшего над недугом. Ведь последние годы жизни Бетховена были омрачены тяжелыми жизненными лишениями, болезнью, одиночеством. Симфония была впервые исполнена 7 мая 1824 года. Ее основная идея — единение миллионов. Об этом говорится и в хоровом финале этого гениального произведения на текст оды Ф.Шиллера «К радости».
По силе мысли, широте замысла, совершенству воплощения Девятая симфония не имеет себе равных. Только в XX веке русские композиторы Д.Шостакович и А.Шнитке смогли достичь высот творческого духа Бетховена.
Почти одновременно с Девятой симфонией композитор создает «Торжественную мессу», где также проводит идею мира и братства человечества. Вместе с тем он выходит за рамки традиционного музыкального сопровождения торжественной службы, вводит мысль о необходимости конкретного воплощения единения всех людей. Монументальность, тщательная проработанность вокальных и инструментальных партий сделали это произведение новаторским.
Бетховен написал всего одну оперу — «Фиделио» (1805). В этой героической опере монументальные сцены чередуются с бытовыми, нередко комедийными, зарисовками. Любовная история стала основой для передачи глубоких чувств и в то же время явилась откликом на революционные события своего времени.
В центре почти всех произведений Бетховена представлен яркий, незаурядный характер борющейся личности, обладающий неподдельным оптимизмом. Вместе с тем героические образы переплетаются с глубокой, сосредоточенной лирикой, с образами природы. Умение Бетховена соединять в одном произведении элементы разных жанров стало не только открытием, но и особенностью музыки его последователей. Творчество композитора оказало большое влияние на европейскую музыку.
Брамс, Мендельсон и Вагнер восхищались Бетховеном и считали его своим учителем.