(Агнес Гонджа Бояджиу)
(1910-1997) католическая монахиня и миссионер
Смерть этой женщины была воспринята миллионами людей во всем мире как их личное горе. Она пользовалась громадным уважением у разных народов, о чем свидетельствует и Нобелевская премия, которую присудили ей в 1979 году.
Она родилась в городе Скопье (современная Югославия) в семье богатого строительного подрядчика и торговца. Ее мать была ревностной католичкой и часто брала с собой младшую дочь во время посещения больных. Детские впечатления, очевидно, и стали решающими, когда Агнес выбирала свой жизненный путь. В возрасте двенадцати лет она решила стать миссионером, одним из тех, кто доносит до других людей христианскую веру и одновременно ухаживает за всеми, кто нуждается в помощи.
Но для того, чтобы осуществить свою мечту, ей нужно было многому научиться. Вначале девочка училась в государственной школе и пела в хоре. В 1928 году она вступает в ирландский орден сестер Лоретто и уезжает в Ирландию, где находилась его миссия. Там же она хорошо изучила английский язык.
Теперь она была готова приступить к своей собственной миссии и отправилась в Калькутту, чтобы стать учителем истории и географии. Индия становится ее новой родиной, а монастырь Лоретто — новым домом. Правда, находится он неподалеку от калькуттских трущоб, и будущая монахиня решила организовать более широкую программу помощи бедным, не только учить их. но и помогать им.
Но вначале она должна была пройти через основные предписания монашеской жизни. Послушничество продолжалось целых шесть лет. После пострига Агнес становится Терезой — в честь французской монахини XIX века Терезы Лилье. Следуя ее примеру всемерно помогать людям не жалея себя, новая монахиня к двум обетам монашеской жизни — молитве и посту — добавляет третий — «всеми силами служить беднейшим».
Однако такая деятельность предполагала, что мать Тереза должна жить в миру. Такое решение было очень необычным. Монахини так еще никогда не поступали. Они, конечно, занимались милосердием, но они оставались жить в монастыре и работали только вместе с различными благотворительными организациями. Тереза же получила от архиепископа Калькуттского разрешение работать за пределами монастыря и стала носить белое сари с голубой каймой и распятием, приколотым на плече.
Одеваясь в соответствии с обычаями страны, мать Тереза подчеркивала, что ее жизнь и деятельность будут связаны прежде всего с Индией. По этой же причине она выучила хинди и бенгальский язык. Правительство страны поддержало ее стремление принести пользу индийскому народу, и в конце сороковых годов мать Тереза получила индийское гражданство.
Так и началась ее деятельность на благо общества. Она заканчивает трехмесячные курсы медицинских сестер и открывает школу в трущобах Моти Джила.
С каждым годом мать Тереза все больше и больше расширяла сферу своей деятельности. В 1950 году она получила разрешение Ватикана на создание новой конгрегации (особого религиозного объединения) — ордена милосердия. Основной его задачей была помощь слепым, прокаженным и умирающим. Благие дела матери Терезы становятся известны во всем мире, люди стали посылать пожертвования, чтобы принять хоть какое-то участие в помощи больным и обездоленным. Благодаря такой финансовой поддержке Тереза открыла в 1954 году Дом умирающих, где собирала брошенных на улице стариков, затем приют для бездомных детей, а в 1964 году — колонию для прокаженных Шанти Нагар, дом престарелых и мастерскую для безработных. По настоянию матери Терезы во многих странах были открыты медицинские пункты при железнодорожных станциях, где дети и женщины могли найти приют и получить медицинскую помощь.
Жизнь с каждым годом не становилась лучше, и все больше людей нуждалось в помощи. Мать Тереза уже не могла справиться с тем количеством сотрудников, которые работали у нее в ордене. Поэтому она стала привлекать добровольных помощников. После того как Ватикан разрешил ей открыть миссии в других местах, они появляются в Венесуэле (1965), на Цейлоне (1967), в Риме и Танзании (1968). на Кубе (1986). В 1988-1989 годах орден милосердия учредил свои отделения в Москве, Ереване и Спитаке.
Когда в 1979 году матери Терезе вручали Нобелевскую премию мира, представитель норвежского Нобелевского комитета Саннесс сказал: «Мать Тереза во многом помогла перебросить мост от богатых стран к бедным… В каждом человеке она в состоянии заронить семена добра… Если бы это было не так, общество лишилось бы надежды, а мирные усилия утратили бы значение».
Всего же мать Тереза основала более 60 школ, приютов и домов для умирающих. В 1990 году, после болезни, она была вынуждена прекратить такой активный образ жизни.
Девизом всей жизни этой хрупкой, на первый взгляд, беззащитной и не очень сильной женщины стали слова: «Иисус Христос велел — возлюби ближнего, а не целый мир». За свою долгую жизнь она была учителем, проповедником, медсестрой и даже политиком.
Конечно, организовать такое большое дело было нелегко. Однако мать Тереза справилась с ним. Маленькая и хрупкая женщина обладала огромной душевной силой и стойким характером, который был не лишен авторитарности. Жалея слабых и обездоленных, мать Тереза никогда не жалела себя и не позволяла себе никаких излишеств. Тот распорядок дня, который она установила не только для других членов ордена милосердия, но и для себя самой, мог выдержать далеко не каждый: шестнадцатичасовой рабочий день, такая же пища, как у бедных, отсутствие имущества, кроме одной смены одежды. И, конечно же, ежедневные молитвы, первая из которых начиналась в четыре часа утра. Такой жесткий режим мать Тереза неукоснительно соблюдала всю свою жизнь. Милосердие и активная помощь ближнему стали для нее не только главным делом, которому она посвятила жизнь, но и смыслом всей жизни и ее жизненным подвигом.