МИКЕЛАНДЖЕЛО ДИ ЛОДОВИКО ДИ ЛИОНАРДО ДИ БУОНАРРОТО СИМОНИ

(1475-1564) итальянский скульптор, художник и поэт

Микеланджело называют художником Высокого Воз­рождения. В его картинах и литературных произведени­ях с огромной силой воплотились идеалы этой эпохи и вместе с тем трагическое ощущение кризиса гуманисти­ческого мировоззрения, характерное для эпохи позднего Ренессанса.

Микеланджело родился в небольшом тосканском го­родке Капрезе недалеко от Флоренции, в семье подеста — высокопоставленного судебного деятеля — и учился у художника Д.Гирландайо, а также у скульптора Бартольдо ди Джованни. Уже в тринадцать лет он стал учеником этих выдающихся мастеров, а к двадцати пяти годам во­шел в число признанных мастеров итальянского искусст­ва. создав такие шедевры, как «Вакх» и «Пьета» («Опла­кивание Христа»).

 

В двадцать шесть лет Микеланджело взялся за неве­роятно трудную работу. Во Флоренции был кусок мрамо­ра высотой более 5 метров. Один скульптор начал высе­кать из него статую, но испортил мрамор и бросил его. Лучшие мастера того времени, даже Леонардо да Винчи, отказались сделать скульптуру из этого искалеченного куска.

Микеланджело согласился, и через три года статуя была готова. Это был «Давид» — библейский герой, по­бедивший великана Голиафа. Статуя настолько потрясла флорентийцев, что ее поставили на Площади Синьории — главной площади города.

В этой скульптуре Микеланджело воплотил то, что стало главным для всего творчества художника. Его все­гда интересовали сильные, непоколебимые герои, способ­ные на самопожертвование во имя идеи.

Мраморная копия «Давида» по-прежнему украшает Площадь Синьории, ещё одна копия стоит на площади Микеланджело во Флоренции, а оригинал шедевра нахо­дится в Галерее Академии художеств.

В 1504 г. Микеланджело расписал зал заседаний фло­рентийского совета. Он впервые занимался фреской, и тем не менее его картина «Битва при Кашине» так всем по­нравилась, что имя художника прославилось по всей Ита­лии. Микеланджело не только стал знаменит, но и полу­чил новые заказы.

Папа Римский пригласил его для росписи Сикстинс­кой капеллы в Ватикане. Это была грандиозная работа, поскольку потолок помещения превышал по площади 600 квадратных метров. Работа над ней была настоящим под­вигом, поскольку художник четыре года провел лежа на спине высоко на лесах. Его глаза почти перестали видеть от краски, которая их заливала.

Затем Микеланджело вернулся обратно во Флорен­цию и принял новый заказ — сооружение гробницы Ме­дичи. Эта работа заняла целых пятнадцать лет. Только в 1534 г. капелла с находящейся в ней гробницей была за­кончена. Для нее скульптор создал четыре фигуры — «Ве­чер», «Ночь», «Утро» и «День».

Во время флорентийского восстания, свергнувшего власть Медичи, Микеланджело создал бюст Брута — ти­раноборца. убившего римского императора Юлия Цеза­ря, тем самым выразив свое скрытое отношение к тому, что произошло. На первом пьедестале статуи Микеланд­жело вырезал слова «Тот, кто убивает тирана, убивает не человека, а зверя».

После этого художник снова вернулся в Рим и создал еще одну фреску в Сикстинской капелле — «Страшный суд». Эта картина вызвала недовольство церкви, посколь­ку художник выразил в ней дух непокорности, борьбы с судьбой. Но слава его была так велика, что Папа распоря­дился оставить фрески без изменения. Одновременно шла работа над статуями для гробницы Папы Юлия Второго.

Основой гробницы стала знаменитая статуя «Мои­сей». ныне украшающая римскую церковь Сан-Пьетро ин Винколи. Ее характерными чертами, как и всего скульп­турного творчества Микеланджело, является скрытая могучая сила и особая сконцентрированность на основ­ных чертах произведения (при этом некоторые его эле­менты остаются как бы незаконченными).

Всю вторую половину жизни Микеланджело был за­нят сооружением собора святого Петра в Риме. Хотя стро­ительство было начато еще до него, он переделал план и возвел прекрасный купол, увенчавший колоннаду собо­ра. Долгое время он оставался самым большим храмом в мире. Микеланджело проявил себя и как автор проекта, и как архитектор, и как художник, и даже как меблиров­щик, оформив интерьер собора.

По планам великого архитектора была устроена и пло­щадь Капитолийского холма, основу которой составляет гармоничное сочетание трех дворцов и величественная лестница, ведущая к ним.

 

Умер Микеланджело, так и не закончив строитель­ство, 18 февраля 1564 года. Только тогда папский престол дал волю своему недовольству. Великому художнику было отказано в праве погребения в Риме, его тело было тай­ком увезено из города и захоронено во Флоренции.

About the Author: admin