Рене Декарт

(1596-1650) французский философ

Будущий философ родился на юге Франции, в провин­ции Турень, в семье советника парламента, французско­го дворянина Иоахима Декарта. Семья Декартов, право­верно католическая и роялистская, издавна обосновалась в Пуату и Турени. В этих провинциях находились их зе­мельные владения и родовые поместья.

Мать Рене, Жанна Брошар, была дочерью генерал- лейтенанта Рене Брошара. Она умерла рано, когда маль­чику исполнился всего год. Рене был слаб здоровьем, унас­ледовал, как он говорил, от матери легкий кашель и блед­ность лица.

Семья Рене Декарта была по тем временам просвещен­ная, и ее члены принимали участие в культурной жизни страны. Один из предков философа, Пьер Декарт, был доктором медицины. Врачом был и другой родственник Декарта, искусный хирург и знаток почечных болезней. Может быть, поэтому у Рене с ранних лет возник интерес к вопросам анатомии, физиологии и медицины.

С другой стороны, дед будущего мыслителя находился в дружеских отношениях с поэтом Гаспаром д’Овернем, который приобрел известность своими переводами италь­янского политического деятеля Н.Макиавелли и перепис­кой со знаменитым французским поэтом П.Ронсаром.

Правда, отец Рене был типичный дворянин и помещик, который больше заботился о расширении своих поместий и чиновничьей карьере, чем о развитии научного и лите­ратурного кругозора. Зато культурные традиции в семье поддерживали женщины. Мать Рене происходила по ма­теринской линии из семьи Созе, которые в течение ряда лет состояли хранителями королевской библиотеки уни­верситета в Пуатье.

 

В раннем детстве Рене жил с родителями в маленьком городке Лаэ, который был расположен на берегу неболь­шой реки, впадающей в приток Луары. Кругом простира­лись поля, виноградники, фруктовые сады. Мальчик с дет­ства полюбил уединенные прогулки в саду, где он мог на­блюдать за жизнью растений, животных и насекомых. Рене воспитывался вместе со своим старшим братом Пье­ром и сестрой Жанной, добрую память о которой сохра­нил на всю жизнь.

Когда мальчик подрос, отец отвез его в только что от­крывшийся в городке Ла-Флеш (провинция Анжу) иезу­итский колледж. В конце XVI и начале XVII века извест­ный орден «братьев Иисуса» славился своими педагоги­ческими учреждениями. Колледж в Ла-Флеш был лучшим среди них и считался одним из самых знаменитых школ Европы, из стен этого учебного заведения вышли выдаю­щиеся деятели науки и литературы.

Здесь царили строгие порядки, но, вопреки установ­ленным правилам, Рене разрешили спать не в общем дор­туаре, а в отдельной комнате; сверх того, ему разрешили оставаться утром в постели сколько заблагорассудится и не присутствовать на утренних занятиях, обязательных для всех. Так у него сложилась привычка обдумывать, лежа в постели в утренние часы, математические и дру­гие задачи и уроки. Привычку эту Декарт сохранил на всю последующую жизнь, хотя вопросы и предметы его раз­мышлений впоследствии совершенно изменились.

В коллегии преподавались не только обязательные для того времени риторика, грамматика, богословие и схола­стическая, то есть средневековая, школьная философия. Учебная программа включала в себя также математику и элементы физических наук.

Начиналось обучение с усвоения основ латинской грамматики. В качестве материала для чтения и упраж­нений давали произведения античной поэзии, в том числе
«Метаморфозы» Овидия, а также биографии знаменитых героев Древней Греции и античного Рима. Латынь изуча­лась не как мертвый язык, который можно применять для того только, чтобы читать древних авторов, — нет, вос­питанникам коллегии предстояло писать и говорить на нем. И действительно, впоследствии Декарту пришлось несколько раз пользоваться латынью как разговорным языком: в первый раз — во время пребывания в Голлан­дии, а затем — во Франции при защите тезисов на диспу­те. На латинском языке написаны также те сочинения Декарта, которые он предназначал главным образом для ученых, богословов и учащихся. На латыни написаны так­же и часть писем Декарта, и даже некоторые заметки, ко­торые он делал для самого себя, например, записки по ана­томии. Не случайно философская система, автором кото­рой был Декарт, получила название картезианства — по латинизированной форме его имени (Картезий).

Когда Рене учился в старших классах, которые в кол­легии назывались философскими, он изобрел свой соб­ственный метод доказательства и выделялся среди осталь­ных учеников своим умением вести диспуты. Декарт на­чинал с того, что точно определял все термины, которые входили в рассуждение, затем стремился обосновать все положения, которые необходимо было доказать, и согла­совать их друг с другом. В результате он сводил все свое доказательство к одному-единственному аргументу, зато столь прочному и основательному, что опровергнуть его оказывалось весьма трудным делом. Этот метод не толь­ко удивлял учителей Декарта, но часто приводил их в за­мешательство.

 

Сохранилось очень мало сведений о его жизни в Ла-Флеш, да и вряд ли в ней было много интересных внешних событий. Декарт много занимался, а еще больше размыш­лял о прочитанном в книгах и о том, чего ни в каких кни­гах того времени нельзя было найти.

Окончив курс обучения, он, как было там принято, подарил все свои школьные книги в коллегиальную биб­лиотеку, сделав на них собственноручные надписи. Де­карт расстался со школой, где провел по крайней мере десять лет жизни, в добрых отношениях со своими настав­никами и руководителями, но в глубоких сомнениях от­носительно достоверности того, чему они его учили.

Этих сомнений не рассеяли и дополнительные заня­тия юридическими науками и медициной, к которым Де­карт приступил после окончания курса философии в Ла- Флеш. Занятия эти проходили скорее всего в универси­тетском городке Пуатье в 1615-1616 годах. Здесь 10 но­ября 1616 года Декарт был утвержден в звании бакалав­ра и лиценциата права.

По окончании школы блестяще образованный Рене направился в Париж. Здесь он окунается в светскую па­рижскую жизнь и предается всем ее прелестям, включая картежные игры.

Так Декарт постепенно становился ученым, хотя его отец мечтал о военной карьере для сына, о его быстром продвижении по службе, с наградами и повышениями, о выгодных для семьи связях и покровителях. Рене формаль­но не возражал против советов отца поступить на воен­ную службу, но имел на это свои особые виды.

Он не хотел становиться, как сейчас это принято на­зывать, кадровым военным и получать за свою службу офицерское жалованье. Ему представлялось гораздо более удобным положение волонтера, который только числится на военной службе, но не получает деньги и остается сво­бодным от обязанностей и служебной зависимости.

Вместе с тем воинское звание и мундир давали Декар­ту определенные преимущества в его дальнейших планах: он наметил для себя обширную программу образователь­ных путешествий по другим странам. В XVII веке дороги в странах Европы были небезопасны, поэтому надежнее и удобнее было передвигаться вместе с войсками, неже­ли в одиночку.

Теперь Декарту предстояло выбрать, в какую армию записаться. По своему общественному положению, по семейным и личным связям он мог легко добиться зачис­ления в один из французских полков внутри страны. Но, имея в виду свои особые цели, Декарт решил поступить на службу в голландскую армию.

Летом 1618 года он покинул родной край и направил­ся в Голландию. Сначала он жил в Бреде, где стоял его полк. Но пробыл он в Голландии недолго. Ему очень нра­вилась эта страна, и все-таки он решил ехать дальше, что­бы изучить мир не по книгам, а все увидеть своими глаза­ми. Ему хотелось посетить ряд стран Центральной и Вос­точной Европы, познакомиться с их достопримечательно­стями, завязать связи с учеными.

В августе 1619 года Декарт находился во Франкфур­те, где стал свидетелем коронации Фердинанда II. Там же его застала Тридцатилетняя война, в которой он даже принял участие.

Зиму 1619-1620 года Декарт провел в одном из де­ревенских поместий в полном уединении, вдалеке от все­го, что могло рассеивать его мысли и внимание. В ночь на 10 ноября 1619 года с ним произошло событие, которое впоследствии породило множество толкований. В тече­ние той ночи он увидел один за другим три сна, которые, очевидно, были подготовлены и навеяны огромным ум­ственным напряжением. В то время мысли философа за­нимали несколько идей — «универсальной математики», идея преобразования алгебры и, наконец, идея о методе выражения всех количеств посредством линий, а линий — посредством алгебраических характеристик. Одна из этих идей после длительных напряженных размышлений и оза­рила во сне сознание Декарта, в чем, разумеется, не было ничего таинственного и сверхъестественного.

Весной 1620 года Декарт покинул свое зимнее уеди­нение и решил вернуться во Францию. Прожив некото­рое время в Париже, он предпринял путешествие в Ита­лию. В то время эта страна считалась мировым очагом науки и художественной культуры. Путь его лежал через

Швейцарию и Тироль, через Базель, Инсбрук, далее че­рез горные переходы и итальянскую равнину к берегам Адриатического моря и лагунам Венеции. Декарт путе­шествовал не только как молодой любознательный уче­ный, но и как светский человек. Он внимательно наблю­дал человеческие нравы, обычаи и церемонии. Сначала он намеревался остаться и пожить в Италии несколько лет, но через некоторое время без особого сожаления по­кинул эту страну и вернулся в Париж.

Здесь Декарт вел вполне светскую жизнь, соответству­ющую нравам того времени. Он развлекался, играл в кар­ты, даже дрался на дуэлях, посещал и театры, бывал на концертах, читал модные романы, стихи. Однако светс­кие развлечения не мешали внутренней жизни филосо­фа, в его голове постоянно шла напряженная мыслитель­ная работа, формировался новый взгляд на науку и на философию. Основная черта его философии — стремле­ние выявить первооснову всего существующего, матери­ального, причем мыслитель главным для достижения этой цели считал сомнение. Внешний мир раскроет свои зако­ны, если все подвергнуть тщательному критическому ана­лизу. Философ верил в силу человеческого мышления, и на века осталась в истории человечества его знаменитая фраза: «Я мыслю— следовательно, я существую».

Внимание Декарта привлекали также вопросы оптики, механики, физики, которыми занимались многие передо­вые ученые того времени. Но он пошел дальше: ввел в фи­зику математический анализ, что позволило ему проник­нуть еще глубже в тайны математических построений, чем могли это сделать его современники. Чтобы поработать в спокойной обстановке, ученый снова уехал в Голландию.

Декарт продолжает вести обширную переписку, он признан всеми, он великий математик, создатель новой философской системы. Шведская королева Христина че­рез Пьера Шаню, близкого друга Декарта, с которым он переписывался, посылает приглашение Декарту приехать в Швецию. По словам Пьера Шаню, шведская королева хотела бы изучать картезианскую философию под руко­водством ее создателя. Он долго колеблется, ехать или не ехать: после теплой Франции и уютной Голландии — в суровую страну скал и льдов. Но Шаню в конце концов убедил друга, и Декарт соглашается. 31 августа 1649 года он прибывает в Стокгольм.

На следующий день Декарта приняла шведская коро­лева Христина, которая пообещала, что во всем пойдет навстречу великому ученому, что ритм его работы ни в коем случае не будет нарушен, что она освобождает его от присутствия на утомительных придворных церемони­ях. И еще: она хотела бы, чтобы Декарт навсегда остался в Швеции. Но жизнь двора пришлась не по вкусу фран­цузскому математику.

От зависти королевские придворные плели против него интриги.

Королева Христина поручила Декарту разработать устав Академии наук Швеции, которую она собиралась учредить, а также предложила ему пост президента Ака­демии, однако он отклонил это предложение, поблагода­рив за высокую честь, и мотивировал свой отказ тем, что он иностранец. Между тем королева решила начать заня­тия по философии, три раза в неделю с пяти до девяти ча­сов утра, поскольку, будучи энергичной и жизнерадост­ной, вставала в четыре часа утра. Для Декарта это озна­чало нарушение распорядка дня, привычного режима.

 

Зима была необычайно холодная, и ученый заболел пневмонией. С каждым днем ему становилось все хуже, и на девятый день болезни, 11 февраля 1650 года, Декарт скончался, в возрасте всего пятидесяти четырех лет, его друзья и знакомые наотрез отказывались верить сообще­нию о его смерти. Величайший мыслитель Франции был похоронен в Стокгольме на обычном кладбище. Только в 1666 году его прах был перевезен во Францию, как драго­ценное достояние нации, каковым он совершенно справед­ливо считается до сих пор. Научные и философские идеи Декарта пережили и его самого, и его время.

Вам также может понравиться

About the Author: admin