ЖУКОВСКИЙ НИКОЛАЙ ЕГОРОВИЧ

(1847-1921) русский ученый и конструктор

Николай Егорович Жуковский родился неподалеку от города Владимира, его детские годы прошли в имении отца, который был известным в России инженером-стро­ителем железных дорог. Математические способности будущего ученого проявились очень рано, еще в гимна­зии он самостоятельно освоил высшую математику.

Закончив гимназию с золотой медалью, Жуковский поступил на физико-математический факультет Москов­ского университета. Он учился с увлечением и закончил университет на год раньше срока. Его магистерская ра­бота была посвящена изучению движения жидкости в трубах.

Жуковский нашел формулу, которая позволила рас­считать поведение каждой частицы в движущемся пото­ке жидкости. Эта работа принесла автору не только сте­пень магистра, но и стипендию для стажировки в евро­пейских университетах.

Жуковский объехал крупнейшие европейские универ­ситеты и научные лаборатории. Он посещал лекции в Бер­линском университете, Сорбонне, Политехнической шко­ле в Париже. Кроме того, работал в лабораториях, знако­мился с инженерами и изобретателями. В это время Жу­ковский и начал заниматься исследованием движения воздушных потоков. Позже он создал новую науку, кото­рая была названа аэродинамикой.

По возвращении в Россию Жуковский становится про­фессором Московского университета. Его научные инте­ресы были сосредоточены на изучении конструкций ле­тательных аппаратов и выяснении механизма ихдействия. Вскоре Жуковский пришел к выводу, что путь подража­ния птицам не принесет желаемого результата. Он счи­тал, что «человек полетит, опираясь не на силу своих мус­кулов, а на силу своего разума».

В 1902 году Жуковский построил в Московском уни­верситете аэродинамическую трубу. В нее он помещал модели, мощный вентилятор гнал им навстречу воздух. Так Жуковский исследовал величину подъемной силы крыла, сопротивление воздуху тел различной формы.

В 1904 году на базе его лаборатории был создан пер­вый в мире институт аэродинамических исследований. Он расположился в подмосковном поселке Кучино. Именно там Жуковский сделал свое главное открытие — нашел источник подъемной силы крыла и дал формулу для рас­чета этой силы. Так стал возможен математический рас­чет любого летательного аппарата. До сих пор во всем мире курс аэродинамики начинают читать с изложения теории подъемной силы, разработанной Жуковским. Основываясь на своих открытиях, ученый также разработал теорию крыла самолета, методы расчета воздушных вин­тов и динамики полета.

В 1910 году он создал аэродинамическую лаборато­рию при Московском высшем техническом училище. В ней Жуковский занимался исследованием воздушных винтов. В этой лаборатории и начинали работу его сту­денты, в будущем ставшие известными учеными, — И.Сикорский, А.Туполев, С.Чаплыгин. В институте была разработана методика математического расчета лета­тельного аппарата.

Но Жуковский был не только теоретиком, но и прак­тиком. Однажды к нему обратились из дирекции москов­ского водопровода с просьбой усовершенствовать водо­проводный кран. Дело заключалось в том, что если резко закрывать краны, то лопались водопроводные трубы. Жуковский установил, что это происходит в результате ударной волны, возникающей в трубе при резком закры­тии крана. По его совету конструкция кранов была изме­нена, и разрывы труб прекратились. Теперь эта конструк­ция применяется во всем мире.

В 1918 году был создан Центральный институт аэро- и гидродинамики (ЦАГИ). Он стал крупным центром на­учных исследований в области самолетостроения. Имен­но там был разработан самолет АНТ-25, на котором В.Чка­лов совершил беспосадочный перелет в Америку.

 

По идее и при непосредственном участии Жуковско­го было создано крупнейшее авиационное учебное заве­дение — Московский авиационный институт (МАИ), а также Военно-воздушная академия, которая теперь носит его имя.

Вам также может понравиться

About the Author: admin