(1847-1921) русский ученый и конструктор
Николай Егорович Жуковский родился неподалеку от города Владимира, его детские годы прошли в имении отца, который был известным в России инженером-строителем железных дорог. Математические способности будущего ученого проявились очень рано, еще в гимназии он самостоятельно освоил высшую математику.
Закончив гимназию с золотой медалью, Жуковский поступил на физико-математический факультет Московского университета. Он учился с увлечением и закончил университет на год раньше срока. Его магистерская работа была посвящена изучению движения жидкости в трубах.
Жуковский нашел формулу, которая позволила рассчитать поведение каждой частицы в движущемся потоке жидкости. Эта работа принесла автору не только степень магистра, но и стипендию для стажировки в европейских университетах.
Жуковский объехал крупнейшие европейские университеты и научные лаборатории. Он посещал лекции в Берлинском университете, Сорбонне, Политехнической школе в Париже. Кроме того, работал в лабораториях, знакомился с инженерами и изобретателями. В это время Жуковский и начал заниматься исследованием движения воздушных потоков. Позже он создал новую науку, которая была названа аэродинамикой.
По возвращении в Россию Жуковский становится профессором Московского университета. Его научные интересы были сосредоточены на изучении конструкций летательных аппаратов и выяснении механизма ихдействия. Вскоре Жуковский пришел к выводу, что путь подражания птицам не принесет желаемого результата. Он считал, что «человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума».
В 1902 году Жуковский построил в Московском университете аэродинамическую трубу. В нее он помещал модели, мощный вентилятор гнал им навстречу воздух. Так Жуковский исследовал величину подъемной силы крыла, сопротивление воздуху тел различной формы.
В 1904 году на базе его лаборатории был создан первый в мире институт аэродинамических исследований. Он расположился в подмосковном поселке Кучино. Именно там Жуковский сделал свое главное открытие — нашел источник подъемной силы крыла и дал формулу для расчета этой силы. Так стал возможен математический расчет любого летательного аппарата. До сих пор во всем мире курс аэродинамики начинают читать с изложения теории подъемной силы, разработанной Жуковским. Основываясь на своих открытиях, ученый также разработал теорию крыла самолета, методы расчета воздушных винтов и динамики полета.
В 1910 году он создал аэродинамическую лабораторию при Московском высшем техническом училище. В ней Жуковский занимался исследованием воздушных винтов. В этой лаборатории и начинали работу его студенты, в будущем ставшие известными учеными, — И.Сикорский, А.Туполев, С.Чаплыгин. В институте была разработана методика математического расчета летательного аппарата.
Но Жуковский был не только теоретиком, но и практиком. Однажды к нему обратились из дирекции московского водопровода с просьбой усовершенствовать водопроводный кран. Дело заключалось в том, что если резко закрывать краны, то лопались водопроводные трубы. Жуковский установил, что это происходит в результате ударной волны, возникающей в трубе при резком закрытии крана. По его совету конструкция кранов была изменена, и разрывы труб прекратились. Теперь эта конструкция применяется во всем мире.
В 1918 году был создан Центральный институт аэро- и гидродинамики (ЦАГИ). Он стал крупным центром научных исследований в области самолетостроения. Именно там был разработан самолет АНТ-25, на котором В.Чкалов совершил беспосадочный перелет в Америку.
По идее и при непосредственном участии Жуковского было создано крупнейшее авиационное учебное заведение — Московский авиационный институт (МАИ), а также Военно-воздушная академия, которая теперь носит его имя.