В детстве и юности Водопьянов ничего не знал об авиации. Будущий Герой Советского Союза родился в небольшом селе Студенки в Липецкой области в бедной крестьянской семье. Там же он закончил двуклассное приходское училище. В 1906 году вся семья переехала в сибирский город Тайшет, где отец устроился рабочим на железной дороге. Чтобы помогать семье, Михаил также пошел работать — он стал возчиком. Но поправить материальное положение не удалось, и в 1912 году семья возвратилась в родные места.
Михаил продолжал работать возчиком, а в 1918 годубыл мобилизован в Красную армию. Он начал служить в конной команде при Липецком аэродроме. Там у него и появилась мечта стать летчиком. Но вначале ему пришлось освоить профессию шофера. Правда, уже в Липецке он выполнял обязанности помощника механика, помогая ремонтировать самолеты.
В 1922 году Водопьянова направили в Москву для получения обмундирования. Пользуясь случаем, он попытался поступить в только что открывшуюся школу военных летчиков, но не смог, поскольку солдаты его года рождения уже подлежали демобилизации.
Вернувшись в часть, Михаил остался служить в армии и вскоре добился направления в Москву, где некоторое время работал шофером. Только через полгода ему удалось перейти в авиаремонтные мастерские. Тогда он иподнялся впервые в воздух. На следующий год его, как одного из лучших механиков, направили в школу военных летчиков. В 1929 году Водопьянов закончил ее и получил диплом летчика.
Вначале молодого пилота направили в авиаотряд, который занимался борьбой с саранчой. Он летал в разныерайоны, расположенные на юге России, и распылял на поля химикаты.
Через год Водопьянов был направлен командиромтолько что созданной эскадрильи почтовых самолетов. В течение нескольких лет он летал по городам России, доставляя почту. Нередко его направляли в отдаленные районы Сибири и Дальнего Востока для освоения новых воздушных линий. Так, Водопьянов первым совершил перелет на Камчатку и отработал методику ориентированиянад открытым морем.
В начале тридцатых годов он уже считался одним из опытнейших авиаторов, поэтому его включили в состав авиационного отряда, созданного для скоростной доставки матриц центральных газет в разные города страны.Михаил летал в Сибирь, на Север, на Дальний Восток.
Во время одного из полетов, неподалеку от Иркутска,его самолет упал в озеро Байкал, и Водопьянов сильно пострадал. Почти полгода летчик пролежал в больнице,но все-таки вернулся в строй и был допущен к полетам.
В 1933 году Водопьянов впервые осуществил скоростной перелет на тяжелом транспортном самолете по маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский. После его успешного завершения Михаил Васильевич был назначен в авиационный отряд по освоению районов Крайнего Севера.
Именно тогда имя Водопьянова стало известно всей стране. После того, как в 1934 году в Чукотском море погиб неприспособленный для ледовых походов корабль «Челюскин», Водопьянов вместе с другими экипажами осуществил успешную эвакуацию 104 челюскинцев. Таким образом отважный пилот доказал возможность использования тяжелых самолетов в ледовых условиях. Оноказался единственным гражданским летчиком, который принимал участие в спасении экспедиции. После окончания операции Водопьянов был одним из первых удостоен звания Героя Советского Союза. Кинохроника сохранила кадры восторженной встречи летчиков в Москве. А в 1937 году Водопьянов был избран депутатом Верховного Совета страны.
С середины тридцатых годов он вошел в авиационный отряд, сформированный для освоения труднодоступных районов Арктики и совершил ряд перелетов на Новую Землю, тем самым вновь доказав возможность применения тяжелого бомбардировщика в качестве одного из возможных транспортных средств на Крайнем Севере. В феврале 1937 года впервые в истории авиации Водопьяновпосадил тяжелый транспортный самолет на льдину в районе Северного полюса для высадки первой советской полярной станции.
Во время войны с белофиннами Водопьянов подает заявление с просьбой направить его на фронт. Вначале ему было отказано, поскольку имелся категорический приказ Сталина беречь опытные летные кадры.
Однако уже через несколько недель, когда обстановка на фронте ухудшилась, Водопьянов все же был мобилизован и направлен на Карельский фронт в качестве командира авиационной группы, сформированной из полярных летчиков. Но в то время он практически не принимал участия в боевых действиях, поскольку война вскоре закончилась.
Во время Отечественной войны Михаила Водопьянова, ставшего уже комбригом, назначают командиром дивизии бомбардировщиков дальнего действия. Летчики этого соединения уже осенью 1941 года осуществили бомбардировку Берлина и других крупных городов Германии.Эта операция имела большой пропагандистский эффект.Немцы не могли поверить, что налеты на Берлин совершала советская авиация, и приписывали их англичанам.Но потом в мире признали большие возможности советской авиации. Кроме бомбардировок, Водопьянов также занимался заброской партизанских групп в глубокий немецкий тыл.
После войны он вновь вернулся в полярную авиацию и до выхода в отставку в начале пятидесятых годов работал по обслуживанию трассы Главсевморпути.
О своей жизни и опыте Водопьянов рассказал в нескольких книгах— «От сохи к самолету» (1939), «Небо начинается на земле» (1976) и «Друзья в небе» (1971).